с 29.08.2019г.-08.09.2019г. Областная межведомственная акция Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни –это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.
К гигиеническими рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь ввиду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того как организованна его жизнедеятельность, во многом зависит и его будущее поведение.
Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствует утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состояние здоровья детей и подростков, населения в целом. Эпидемиологические обследования старшеклассников свидетельствуют, что курение, алкоголизация, наркотизация получили в данное время широкое и даже угрожающее распространение в молодежной среде. В особенности это касается алкоголизации. По реальному потреблению алкоголя Россия вновь вышла в число лидеров.
Важнейший критический этап, на котором закладываются алкогольные установки -подростковый период. В это время у молодого человека происходит ряд важных перемен. Во-первых, осуществляется психоэндокринная перестройка организма, во-вторых пробуждаются новые потребности интересы, прежде всего сексуального характера. Психологическая перестройка идет болезненно, сопровождается дискомфортными состояниями. Подростки отличаются психологической ранимостью и максимализмом. В данный период легче чем когда –либо, возникает реакция группирования со сверстниками. Одновременно в подростковых группах утверждаются свои ценностные ориентиры, способы проведения досуга, методы разрешения многочисленных проблем. Именно этот период является наиболее опасным в отношении становления привычки употребления алкоголя в рамках групповой деятельности. При этом попытки коррекции поведения со стороны родителей или педагогов воспринимаются как посягательство на самостоятельность и независимость, ограничение в правах. Поэтому нередко прямолинейные подобные попытки приводят к обратным результатам, реакциям протеста и оппозиции.
Для подростков описан даже своеобразный феномен «групповой зависимости от алкоголя», заключающийся в том, что функционирование подростковой группы организуется главным образом вокруг употребления спиртных напитков еще до появления у отдельных членов группы явных признаков зависимости от алкоголя или алкоголизма. Для многих период молодого возраста представлял и представляет с собой цель алкогольных эксцессов. Это обусловлено широкой доступностью алкоголя и значительным распространением алкогольных обычаев и традиций. Наиболее опасны алкогольные группы, организующиеся вокруг лидеров с начальными проявлениями алкоголизма, общительных, предприимчивых, наделенных чувством юмора. именно вокруг таких людей группируются подростки.
В алкогольную группу может привести подростков и бегство от реальной жизни. к самоутверждению в этой сфере может толкнуть неуспех в основной деятельности (учеба, работа). При этом может сработать очень важный психологический механизм: не добившись успеха в социально приемлемых формах жизнедеятельности и соскальзывания в алкогольную группу, молодой человек распространяет личное негативное отношение на нормы и ценности, принятые в отвергнувшем его здоровом окружении. В том числе игнорируются и запреты связанные с приемом алкоголя.
Важнейшее направление работы по преодолению вредных привычек- усиление внимания к формированию личности подростка, возвышению его потребностей, усвоению ценностей культуры, накошенных человечеством, т.е. обеспечение духовного здоровья молодежи.
К специфическим методам профилактики относится система противоалкогольного воспитания и противоалкогольного просвещения молодежи. При проведении противоалкогольного воспитания в школе целесообразно руководствоваться следующими принципами:
-раннее начало противоалкогольной ориентации школьников. Учитывая. что формирование индивидуальных алкогольных установок начинается уже с 9-10 лет, противоалкогольное воспитание должно быть развернуто уже в начальной школе;
-целенаправленность и преемственность в проведении противоалкагольного воспитания и противоалкагольной пропаганды. При этом предусматривается постепенное, многократное усложняющееся с учетом возраста раскрытие действия алкоголя от простейших наглядных опытов до показа глубинных связей алкоголя с ущербом, который наносится обществу а значит и нам самим;
-планирование противоалкогольной работы в соответствии с фазами и стадиями формирования у детей установок в отношение употребления алкоголя с учетом в работе индивидуальных психических особенностей разных возрастных групп учащихся;
-соответствие гигиенического нравственного, эмоционального и содержательного аспектов в противоалкогольной ориентации учащихся;
-организация полноценного досуга и повышение социально и гигиенически полезной активности детей;
-комплексный подход к противоалкогольной работе. Педагогические коллективы должны проводить работу совместно с семьей, специалистами-медиками, в том числе наркологами, негосударственными организациями;
-личное участие старшекурсников в противоалкогольной работе. Целесообразно шире привлекать старшеклассников к противоалкогольному просвещению. Это взаимополезно и старшим и младшим. Последние нередко больше доверяют в этих вопросах мнению, позиции старшеклассников, чем родителей, учителей.
Акцент антиалкогольной пропаганды в подростковой аудитории на поражение внутренних органов при алкоголизме и на его отдаленных последствиях, как правило, делает ее малоэффективной. Антиалкогольная работа должна ориентироваться на позитивные ценности и ориентиры, значимые для детей и подростков, такие как полное раскрытие способностей, самореализация личности, семья, дети, статус в обществе.
Антиалкогольная пропаганда должна основываться на положительном содержании, заключать в себе конструктивный элемент апеллировать к здоровым сторонам человеческой натуры.
Здоровый образ жизни детей во многом определяется образом жизни родителей, среды, в которой растет и воспитывается ребенок.
Эффективно формировать здоровый образ жизни детей и подростков можно, опираясь на знание реального образа жизни детей определенного пола, возраста, коллектива.
Кабинет медицинской профилактики ГАУЗ «Городская больница № 1 им. Г.И. Дробышева г. Магнитогорск»